Когда-то все молились богам, а сказания о создании мира, о братьях и сёстрах в Садах Каэ читались даже детям: боги были неотъемлемой частью этого мира. Впрочем, не все. Про Шаарха и Лоссш мало кто слышал, кроме магов иль преступников.
Церкви и храмы были построены не только народами; сами боги помогали им, сделав какие-то места действительно священными и волшебными. И обращались все к богам, а боги им отвечали.
По меньшей мере, так говорится в сохранившихся свитках, а иной раз рассказывается людьми. Потому что сейчас, в Эпоху Вечности, в мире не осталось, кажется, ни одного бога.
В Эпоху Вечности почти все церкви и храмы, до которых сумели дотянуться ассары, были разрушены, а в первую сотню лет карались те жители, что попытались обратиться к богам. Молитвы стали происходить исключительно в тайных местах или дома, прячась от всего мира. Потом закончились и они: боги не отзывались, как бы ни просили народы.
Мир решил, что боги, кроме разве что победителя-Шаарха, теперь были мертвы.
Естественно, это было не так, но об этом знают далеко не все. Белый Путь, Альиевер и ассары в курсе всех дел — и потому основная борьба идёт именно между ними.
Они были первыми. Они родились из тьмы, из пустоты, бывшей повсюду, и появились в Каэ, Великих Садах. Колыбель — так называлось это место.
Первых — Первых — было несколько. Авелл, бог жизни и света. Шелла, богиня смерти. Вертес, бог созидания. Фартаха, бог магии и волшебства. Шаарх, бог тьмы и Пустоты.
Вслед за ними пришли их младшие братья и сёстры, Вторые: боги, богини и божества всего прочего, их верные и близкие союзники.
Вместе они обратились к тому, что было целью их жизни: к сотворению мира.
Так появился Морос.
По желанию разных богов — и Первых, и Вторых — в нём зарождалась жизнь, а вены и жилы самого мироздания наполнялись магией. И мир цвёл.
Авелл, бог жизни, по подобию своему создал их — людей, ставших первым народом Мороса. Сильвар, бог природы, сотворил эльфов — высоких, мудрых, чувственных существ, чья натура тяготела к справедливости и миру вокруг. Он же, спустя какое-то время, пробудил и шебетов — животных, которым был дарован ясный разум и способность разговаривать.
За цвергов были в ответе Вартана и Вара — богини-сёстры, покровительницы оружия, кузнечества и ремёсел.
Многие приходили в этот мир, вместе с тем становясь его частью.
Шли годы, сотни лет.
Тысячи.
Эпоху Рассвета в то время переживали народы, какими полнился Морос. Войны, возникшие из незнания и несхожести, постепенно прекратились, и на их место пришло Перемирие, целью которого было создание крепкой дружбы между расами.
Но это не касалось богов; у них, прочувствовавших всю силу истинной веры и даров мира, медленно загоралась вражда.
Народы тянулись ко свету и добру: это было понятно сразу. И своей верой, своими благодеяниями они восхваляли исключительно "добрых" покровителей, всячески понося "злых". А творения иных богов не находили ответа: их созданий уничтожали, не принимая ни их непривычную внешность, ни их особую волшбу. "Твари", "Монстры". Не похож на человека? Должен умереть.
Ллосш, богиня мрака и покровительница тёмных эльфов, была вынуждена увести своих детей под землю, дабы уберечь их от светлых "соплеменников". Шаарх, прародитель ассаров, коих прозвали "демонами", упрятал свой народ в Пустоту, сотворив там относительно безопасное пространство: Эскр, Изнанку.
Первые бездействовали. Быть может, они и сами считали, что подобным созданиям не было места в Моросе.
"Таковы люди", "И не только люди", "Это их мир, и, так или иначе, мы не должны вмешиваться" — раз за разом были ответы.
Конфликт становился всё сильнее. И когда особо рьяные фанатики, почитавшие "светлых", вычеркнули из церковных книг упоминания о "тёмных" богах, назвав их "неверными", Шаарх не смог остановиться. Да и не хотел. Хватит.
С уничтожения города Эрабеста, где и возникла религия Чистого Света, началась война.
Ох, нет.
Шаарх не сам уничтожил город. Он всего лишь подтолкнул пару недовольных магов, в чьих сердцах горели огоньки тьмы, к созданию Путей. Ассарам же он сказал: это и ваш мир тоже. Вы не должны бояться.
Для демонов, изголодавшихся по Моросу, по свету и чувству жизни, этого было достаточно.
И это же подлило масла в огонь божественной вражды.
Нельзя сказать точно, когда и кто именно взялся за меч, направляя его против своих братьев и сестёр. Но это случилось — и мир, где началась война с демонами и тёмными тварями, сотрясло явление самих богов, стремившихся встать на защиту своих "детей".
И хотя говорят, что добро, истинное и светлое, всегда может победить зло, на деле это не так: зло сильнее. Не само зло: оно сильнее в сердцах людей, в сердцах слабых народов, страшащихся за свою собственную жизнь. И маленькая церковка, вчера молившаяся на удачу света, сегодня воспевает тьму, ведь их окружили ассары. Ассары, которые, подобно своему господину, с лёгкостью отыскивают зёрна тьмы в светлых сердцах — и помогают им прорастать.
Страх. Продажность. Неверие. Зависть. Желание смерти. Лесть. Много способов у тьмы — и самого Авелла, бога жизни, пронзил мечом обычный человеческий ребёнок, в котором никто не мог бы углядеть и толики зла.
Вслед за людским мечом богов сокрушил и Шаарх. Он, знающий многое, не убил своих возлюбленных братьев и сестёр. Нет, он заточил их в Пустоте, в цепях, обрекая на вечное заключение там, где нет ни света, ни жизни, вторя, что случившееся — лишь их и только их вина.
Уже тогда, предчувствуя скорое поражение в войне, многие народы обратились к феям, чтобы те увели детей в свой мир, куда нет дороги демонам. Несмотря на вмешательство ассаров, иных удалось уберечь и спасти.
В то же время наиболее рьяно в конце войны проявили себя эльфы, за что жестоко поплатились. Их Древо было сожжено божественным пламенем, их леса оказались уничтожены, а выжившие вынуждены были пуститься в бега.
Кто-то перешёл на сторону тьмы.
Кто-то смиренно склонил голову.
Оружие опустили и люди. Им пришлось принести присягу верности Шаарху и тёмным богам. И с этих пор, как только последний человек бросил меч и встал на колени, началась новая эпоха — Эпоха Вечности.
Шаарх покинул мир, оставив на Моросе своих наместников, преданных и гордых ассаров. Он вернулся в Колыбель, гонимый усталостью и предательством прочих богов. Ему, раненному и чудом не убитому мечом самого Авелла, был необходим сон. Долгий, долгий сон.
Колыбель, его принявшая, дала ему долгожданный покой — и заключила в вечную тюрьму.
Мир, побеждённый тьмой, лишился едва ли не всех божеств: одни оказались заточены в Пустоте, другие — в Снах. Сокрушение бога жизни, Первого, любимого брата, не прошло ни для кого без следа.
307 год Эпохи Вечности.
Морос живёт. Людские земли ведомы наместниками Шаарха. Цверги, некогда потерявшие родные каменные дворцы, давным-давно ушли разбрелись по миру, обосновались где-то разрозненно в горах. Эльфы, коих осталось невообразимо мало, тоже разделились аккурат после войны: одни стали служить богам, другие продолжили бороться. Те, кто смирился, живут в городах или деревнях, предпочитая не говорить о своём народе.
Где-то, поговаривают, ассары до сих пор разыскивают Альиевер — тех эльфов, что прячутся по лесам, что ищут Пути в стремлении освободить, пробудить своих богов и вернуть свет в этот мир. Говорят также, что у Альиевер есть семя Древа, чьё рождение дало бы силы не только эльфам, но и иным народам.
Шебетов практически не осталось. Истинных шебетов, конечно. Оборотней поболее — но и те предпочитают проживать всю жизнь в одном облике, дабы не привлечь к себе ненужного внимания.
Живы и люди. Людей много — и многие же слывут средь эльфов предателями, сподвижниками зла, потому что именно человеческое дитя стало причиной гибели Авелла. Впрочем, об этом стараются не помнить. Так легче.
Свободнее всего ныне живётся ассарам, которых в простонародье прозвали "демонами". Они не стали поголовно аристократами, принижающими и мучающими людей. И их не стало "много". Большая часть обосновалась в замках своих господ — высших ассаров. Кто-то правит целыми городами. Кто-то странствует. В этом мире им — вольготно. Тот, кто направит на них оружие, первый и умрёт — не только по закону, но и по причине слабости. Ассары — сильная раса. Сильнее многих.
Кроме, разве что, магов. Магов, которые по природе своей хранят веру своему богу — Фартахе. И хоть их мало — едва ли одна тысячная (пятитысячная?) часть среди всех людей наберётся — но ассары контролируют и их. Маги могут стать проводниками и создать Путь — а это никому не нужно. Поэтому, коль дар в тебе проснётся, лучше беги. Скрывайся. Или признавайся сам скорее, чтобы тебя отправили в Шерту Магов — великое строение, выточенное из сплошной скалы и напоминающее скорее косой рог, чем башню. Там живут маги, там их и учат. Оттуда они вряд ли выйдут, если только не докажут свою преданность Шаарху.
Что же до веры... То ныне церковь не в почёте. У большинства людей нет желания ходить на проповеди о Шаархе и тёмных богах, а книги, повествующие о богах прошлого времени, сожжены или запрещены. Те же, кто вещает о Первых и Вторых, и об истинном создании мира — еретики.
Иные церквушки и храмы уничтожены или развалены — не только ассарами или людьми, но и временем. Впрочем, даже там, где от богов остались лишь редкие упоминания, иной раз проводятся настоящие проповеди или службы: не все отринули свет. Не у всех потеряна надежда.
Вера ещё теплится в сердцах многих, но сможет ли она стать сильнее тьмы — этого пока не узнать.
Первые
Авелл — бог жизни и света, бог дня;
Шелла — богиня смерти и памяти, богиня ночи;
Вертес — бог созидания и знаний;
Фартаха — бог магии и волшебства;
Шаарх — бог тьмы и неизведанного.Вторые
Сильвар — бог природы, покровитель эльфов, шебетов и многих волшебных существ;
Хелан — Хэйла — бог сказаний, странствий, дорог, покровитель бардов и путников;
Лайра — Лорея — богиня любви, танцев, песен и верности;
Таэва — богиня семьи, родства, преданности, покровительница матерей и детей;
Лоссш — богиня предательств, лжи и коварства, покровительница тёмных эльфов и названная богиня Подземья;
Вара — богиня ратного дела и прямоты, одна из покровительниц цвергов;
Вартана — богиня кузнечества и силы, одна из покровительниц цвергов;
Этха — бог огня, страсти, веселья, покровитель юга и востока;
Нотар — бог холода, порядка, сдержанности, покровитель севера;
Хавэн — Хав или Хеавус — бог океанов и морей, покровитель мореплавателей.